C 4 июля по 31 августа 2016 г. приглашаем посетить выставку «БОСИКОМ 10 жизней на Карельском перешейке»

 

БОСИКОМ -вывеска_1

БОСИКОМ

        10 жизней на Карельском перешейке

 

Выставка, подготовленная совместно российским и финскими музеями, рассказывает о Карельском перешейке первых десятилетий ХХ века: о совместной жизни на этой территории финнов и русских, о тесных культурных, социальных, торговых связях двух народов, а также о политических разногласиях и пограничных конфликтах между Россией и Финляндией — на примере историй жизни 10 человек. Это рассказы о судьбах финнов и русских, живших на Карельском перешейке: среди них мужчины и женщины, люди разных возрастов, профессий, социального статуса. Такой выбор героев позволяет воссоздать общую картину жизни Карельского перешейка во времена больших перемен и потрясений: революционных событий в России и провозглашения независимости Финляндии в 1917 году, гражданской войны в Финляндии 1918 года.

 

Среди героев выставки:

 

• Художник Вяйнё Куннас (1896 – 1929) родился в Выборге, учился в Выборгской рисовальной школе. С началом гражданской войны в Финляндии в 1918 году вступил в ряды красногвардейцев, попал в плен, находился в заключении в лагере для военнопленных в Выборге. После освобождения переехал в Хельсинки, где продолжил обучение искусству.

 

• Композитор Тойво Куула (1883 – 1918) родился в Похьянмаа. Учился в музыкальном Институте Хельсинки (ныне Академия Сибелиуса). В 1916 году был назначен руководителем оркестра Выборгских друзей музыки. Погиб весной 1918 года во время гражданской войны в ходе потасовки.

 

• Учетчица Хильда Кяки (1897 – 1964) родилась в Малом Высоцком (Равансаари), острове в Финском заливе. После окончания начальной школы начала работать в качестве учетчицы в порту Высоцка (Уурас) в лесопильной компании. Эта была одна из немногих женских профессий в порту в то время.

 

• Служанка Хильма Юля-Оутинен (1901 – 1922) родилась в бедной семье и уже с 12 лет стала работать служанкой. В ее обязанности входила забота о ребенке Хуго Симберга. Она умерла от туберкулеза в возрасте 21 года. Эту девочку Хуго Симберг изобразил на картине «Пастушка»: она изображена с ягненком на руках.

 

 

 

• Купчиха Эмилия фон Цвейгберг-Гренроос (1858 -1916) родилась в Выборге в семье торговца тканями. Со временем сама стала хозяйкой магазина тканей. Под ее умелым руководством магазин процветал, покупатели приезжали за тканями далеко из-за пределов Выборга. Она открыла еще два магазина, один из них в Лаапеенранте.

 

• Машинист Хейкки Пиетиляйнен (1893-1952) в 1910-х годах начал работать строителем железных дорог. В это время в строительстве стали активно применять машины. Хейкки был машинистом первого парового экскаватора в Финляндии «Хуллу-Юсси», которому рабочие дали название «Сумасшедший Юсси». Применение этой техники значительно облегчило работу железнодорожных строителей.

 

• Подпольщик Матти Илонен (1903-1933) родился в Кивеннапа. Начал возить контрабанду через границу уже в подростковом возрасте, сразу после гражданской войны. Полиция много раз задерживала его за контрабанду. Кроме того, его подозревали в контактах с Финской коммунистической партией и в том, что он был частью подпольной коммунистической сети. В 1933 году полиция и пограничный комендант Ило Шрёдер организовали рейд по поимке Матти и незаконно ввозимых им людей. Матти погиб при задержании.

 

• Пограничный комендант Ило Шрёдер (1875-1947). Во время гражданской войны работал начальником гражданской гвардии в Куопио. В 1921 году был назначен пограничным комендантом на границе между Россией и Финляндией в Терийоки (Зеленогорске): боролся с контрабандистами, строго относился к русским и коммунистам, не жаловал беженцев. Именно он участвовал в рейде по поимке контрабандиста и подпольщика Матти Илонена.

 

• Игуменья Лариса, урожденная Любовь Ключарова (1863-1931) приехала в 1895 году на Карельский перешеек из Центральной России, стала одной из первых сестер Линтульского монастыря в Кивеннапа. В 1906 году была посвящена в монахини, а в 1918 году — стала игуменьей монастыря и посвятила ему всю свою жизнь.

 

• Художница и поэтесса Елена Гуро (1877-1913) родилась в Петербурге. Часто отдыхала на Карельском перешейке на даче отца в Уусикиркко, которую впоследствии получила в наследство. Природа этих мест нашла отражение в ее художественном творчестве. Её муж, художник и музыкант Михаил Матюшин также часто проводил лето на карельской даче. Елена умерла от лейкемии на даче и похоронена на финском кладбище в Уусикиркко.

 

Надо сказать, что когда в 1870 г было завершено строительство железной дороги Выборг-Санкт-Петербург, юг Карельского перешейка стал популярным местом летнего отдыха российских семей. 1911 г  здесь проживало 50000 петербургских семей.

 

Еще до образования Великого княжества Финляндского россияне активно приобретали земельные участки в Карелии. В начале 20 в. значительная часть дач в районе Терийоки (Зеленогорск) принадлежала петербуржцам. Это были представители бизнеса, люди творческих профессий и даже рабочие.

 

Такими были виллы в Терийоки

 

Первая и вторая волна заселения территории русскими охладили отношения между местными финнами и дачниками. Но коренному населению нужны были деньги. А получали они их от отдыхающих. Дачники же нуждались в месте летнего отдыха. Хотя финны сетовали на то, что россияне скупили Карельский перешеек, местные жители процветали.  История, как мы видим сегодня повторяется.

 

В Терийоки требовался обслуживающий персонал. Ведь дачники платили не только за аренду, им нужна была обслуга, извозчики. Кроме этого, дачники покупали у местных молоко, яйца, овощи, ягоды, мясо, рыбу, дрова, грибы.

 

Но в конце 1920 г ситуация резко изменилась . Россияне оказались по другую сторону границы. Однако до конца 1930 годов в Терийоки можно было встретить эмигрантов из России, потерявших во время революции все свое имущество и оставшихся выживать в дачном поселке.

 

Илья Ефимович Репин в Пенатах

 

 

 

Напряженная ситуация в приграничных территориях сохранялась долго. Приезжать в Терийоки без удостоверения личности до 1929 г не разрешалось. Чтобы подойти к пограничной реке Раяйоки, так тогда называлась река Сестра,  или к Линтуловскому монастырю, ныне Огоньки, по прежнему требовался приграничный паспорт.

 

В конце 30-х годов эта  территория стала туристическим объектом.. Летом Терийоки посещало 20000-30000 туристов.  Они совершали пешие и велосипедные экскурсии, посещали лиственную рощу в Райвола (Рощино), терийокский пляж, казино, усадьбу Пенаты.