Установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения об адресах сайтов
1 июля 2016 года в законную силу вступили поправки в Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, для граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также государственных гражданских и муниципальных служащих, ведена обязанность представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых эти лица размещали в течение последних 3 лет общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
Такие сведения будут предоставляться гражданами при поступлении на службу и ежегодно не позднее 1 апреля.
Данная обязанность не распространяется на служащих в случае размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей.
Кроме того, новыми поправками вводятся соответствующие требования к уровню профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы.
Теперь представитель нанимателя вправе устанавливать дополнительные требования по специальной подготовке для замещения должности гражданской и муниципальной службы.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности служащего его должностным регламентом (должностной инструкцией).
Усовершенствован порядок судопроизводства при заключении досудебного соглашения в уголовном процессе
Федеральным законом от 03.07.2016 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка судопроизводства при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве» закреплены последствия несоблюдения условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.
Внесенные в УПК РФ поправки направлены на совершенствование порядка заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Конкретизированы полномочия прокурора в указанной части: рассмотрение ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, вынесение постановления об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) такого ходатайства, заключение соглашения, вынесение постановления об изменении или о прекращении его действия, вынесение представления об особом порядке проведения судебного заседания.
Установлены последствия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Так, в случае сообщения подозреваемым или обвиняемым, с которыми заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, лишь сведений о собственном участии в совершенном деянии или сведений, уже известных органам предварительного расследования, в случае отказа от дачи показаний, изобличающих других соучастников преступления, либо в случае выявления других данных, свидетельствующих о несоблюдении подозреваемым или обвиняемым условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, прокурор вправе вынести постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения. При этом производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.
Если после назначения наказания будет обнаружено, что лицо, заключившее соглашение, умышленно сообщило ложные сведения или скрыло от следствия существенные сведения, не соблюдены условия и не выполнены обязательства, предусмотренные досудебным соглашением о сотрудничестве, приговор может быть пересмотрен, причем с ухудшением положения такого лица.
Право на реабилитацию в уголовном законодательстве
Одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод (ст.6 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Если лицо было подвергнуто необоснованному уголовному преследованию, то у него в соответствии с законом возникает право на реабилитацию. Правовые основания реабилитации имеют определенные особенности.
Право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют следующие категории граждан (ч.2 ст.133 УПК РФ):
1) подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, в отношении которых уголовное преследование прекращено правоохранительными органами либо судом, а также в случае вынесения оправдательного приговора;
2) осужденный — в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела в связи с недоказанностью вины и непричастностью к совершению преступления;
3) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены такого решения. Кроме того, право на возмещение вреда имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения (заключение под стражу, домашний арест и другим) в ходе производства по уголовному делу (ч.3 ст.133 УПК РФ).
Следует знать, что реабилитация включает в себя не только право на возмещение всех видов имущественного вреда, но также и устранение последствий морального вреда и, что не менее важно, восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
При этом вред, причиненный гражданину, во всех случаях возмещается государством в полном объеме (ч.1 ст.135 УПК РФ). После получения копий документов, содержащих сведения о реабилитации (постановление, приговор, определение), реабилитированный вправе обратиться с требованием о возмещении причиненного вреда в суд, принявший такое решение, либо в суд по месту жительства указанного лица или же в суд по месту нахождения правоохранительного органа, вынесшего постановление (ч.2 ст.135 УПК РФ).
Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда судья определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты осуществляются с учетом уровня инфляции (ч.4 ст.135 УПК РФ).
Внесены изменения в Положение о признании жилого дома аварийным
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 № 746 внесены изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Так согласно данным изменением, лица, принимавшие участие в выдаче разрешения на строительство или на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию, не могут включаться в комиссию по признанию его аварийным, если с момента ввода в эксплуатацию прошло менее 5 лет.
В случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта РФ. В случае наличия в составе такой комиссии должностных лиц, осуществивших выдачу разрешения на строительство многоквартирного дома либо осуществивших выдачу разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, а также представителей органов государственного надзора (контроля), органов местного самоуправления, организаций и экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, участвовавших в подготовке документов, необходимых для выдачи указанных разрешений, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение о создании другой комиссии. При этом указанные лица в состав такой комиссии не включаются.
Кроме того, устанавливается, что в случае признания многоквартирного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию, по причинам, не связанным со стихийным бедствием или иными обстоятельствами непреодолимой силы, соответствующее решение направляется в органы прокуратуры РФ для решения вопроса о принятии мер, предусмотренных законодательством РФ.
Ограничение родительских прав
Статьями 73-75 Семейного Кодекса РФ (далее – СК РФ) установлены основания, порядок и последствия ограничения родительских прав. Под ограничением родительских прав понимается отобрание ребенка у родителей (одного из родителей) по решению суда без лишения их родительских прав.
Ограничение родительских прав производится в судебном порядке с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. В соответствии со ст. 28 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) заявление об ограничении в правах подается по месту жительства ответчика, т.е. родителя.
Частью 3 ст. 73 СК РФ определен круг лиц, которые могут обратиться с заявлением об ограничении родительских прав:
·близкие родственники ребенка (согласно ст. 14 СК РФ к близким родственникам относятся второй родитель, бабушки или дедушки, совершеннолетние братья или сестры ребенка),
·прокурор,
·органы опеки и попечительства,
·комиссия по делам несовершеннолетних, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, другие организации, на которые возложены обязанности по охране прав детей.
Согласно ст. 154 ГПК РФ дело по существу должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 73 СК РФ ограничение родительских прав допускается, если:
·оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) независящим, например: психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие;
·оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но отсутствуют достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.
Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.
В интересах ребенка, орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.
Статьей 74 СК РФ предусматриваются последствия ограничения родительских прав. Так, родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Вместе с тем, родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния.
Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок (ст. 75 СК РФ)
В соответствии с ч. 3 ст. 74 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства
Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка, поэтому при рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка.
Следует также указать на возможность отмены ограничения родительских прав. Так, ч. 1 ст. 76 СК РФ предусмотрено, что если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных статьей 74 СК РФ.
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан обязаны вести реестр членов такого объединения
Федеральным законом от 03.07.2016 № 337-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Так, введено понятие — Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, который не позднее одного месяца со дня государственной регистрации нового садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения создается и осуществляется ведение реестра членов объединения.
Реестр должен содержать следующие сведения: ФИО члена такого объединения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения; кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения (после осуществления распределения земельных участков между членами объединения), и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.
Введена обязанность членов соответствующего объединения предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений.
Также установлено, что в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается порядок установления размера членских взносов, который может предусматривать в том числе установление размера взноса в зависимости от площади земельного участка и (или) общей площади расположенных на участке объектов недвижимости. Уточнено, что членские взносы могут быть использованы на содержание имущества общего пользования.
Определено, что по требованиям членов объединения и граждан, ведущих хозяйство в индивидуальном порядке на территории объединения, должны предоставляться для ознакомления следующие документы:
-устав объединения, свидетельство о его регистрации;
-бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
-протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;
-документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
-правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
-иные предусмотренные уставом объединения и решениями общего собрания внутренние документы.
Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до 04.07.2016 (день вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 337-ФЗ), обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.
Расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, приняты дополнительные меры противодействию терроризма
Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.
К преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, отнесены, в том числе: прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), и некоторые другие;
введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником);
установлена уголовная ответственность за совершение за пределами РФ акта международного терроризма против граждан РФ или Российской Федерации.
Взаимосвязанные поправки внесены также в УПК РФ и в Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».
Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» вступил в силу с 20 июля 2016 года.