31 марта 2014 года в России отмечается 120-летие со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина — выдающегося, всемирно известного авиаконструктора, генерал-полковника инженерно-технической службы, действительного члена Академии Наук СССР, трижды Героя Социалистического Труда.
Созданный Ильюшиным штурмовик Ил-2 — летающий танк, самый массовый самолет Великой Отечественной войны, и сегодня поражает воображение совершенными аэродинамическими формами, мощным вооружением, поразительной живучестью. «Черной смертью» называли его враги. Эти воздушные машины, дали возможность Красной армии эффективно уничтожать технику и живую силу противника. Блистательно начавшаяся в довоенные годы эпоха Сергея Владимировича Ильюшина продолжается и ныне. Его имя носит на борту новое поколение лайнеров, успешно конкурирующее с лучшими зарубежными авиалайнерами.
31 марта 2014г. на территории загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» у постамента, на котором находятся останки бронекорпуса штурмовика Ил-2 с надписью «Слава героям, погибшим за свободу Родины», состоялся торжественный митинг, посвященный памяти выдающегося Авиаконструктора нашей страны Сергея Владимировича Ильюшина , многим тысячам людей, строивших его самолеты и воевавших на них.
Митинг был организован администрацией МО «Приморское городское поселение» с активным участием педагогов и учащихся школы п.Зеркальный.
Зам. главы администрации Слобожанюк С.В. возложила венок, а дети и педагоги с георгиевскими лентами стояли в почетном карауле у останков .
В преддверии митинга в школе п.Зеркальный прошел «Урок мира», где педагоги:
Шевченко Зоя Ивановна – учитель химии, Васильев Владимир Егорович – учитель математики, Яковлев Андрей Владимирович – директор школы, специалист Центра -Грачев Александр Григорьевич рассказали подрастающему поколению историю боевого самолета, чьи останки увековечены в загородном центре детско-юношеского творчества «Зеркальный»
— «Это остатки бронекорпуса штурмовика Ил-2 № 302446 из состава 448-го ШАП 281-й ШАД (аэродром Яппиля), совершивший 3 июля 1944 г. вынужденную посадку из-за отказа мотора на о. Суурсари (ныне о. Большой или о. Разлуки) озера Юлисъярви (ныне Зеркальное).
Экипаж, к счастью, остался жив — младший лейтенант М. П. Волков получил ранения, а воздушный стрелок Семенов остался невредим. Удалось найти воспоминания Михаила Волкова, в которых он описывает и этот боевой день: «…Был и такой случай: взлет был у озера около Выборга. После того, как самолет поднялся, на высоте 100 метров отказал мотор. У озера в стороне был маленький остров, весь заросший соснами. Я с бомбами и со всеми снарядами сел на этот остров. Потом узнал, что оборвался всасывающий клапан, и мотор заклинило. После госпиталя приехал на этот остров и на фюзеляже красным карандашом написал «Волков из Юрьевца»…».
Уже в послевоенные годы следопыты нашли на острове останки боевой машины и определили, что это был советский истребитель. Его решено было переправить на «Большую землю» и создать памятное место на берегу озера на территории лагеря. Так и было сделано, однако при транспортировке обломков произошла какая-то нештатная ситуация, и только часть самолета благополучно добралась до места назначения.
Транспортировкой самолета и установкой его на постаменте занимались работники пионерлагеря Зеркальный и лично Васильев Владимир Егорович – учитель математики».
По другой информации, предоставленной специалистом Центра Грачевым Александром Григорьевичем, в кабине был обнаружен погибший летчик, которого житель местной деревни Вишневка похоронил на острове, где был обнаружен самолет.
В этой истории еще много вопросов, на которые, возможно, помогут найти ответ поисковики и сотрудники Приморского музея.
Чтобы не оставалось безымянных павших защитников Родины, особенно в период подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне
Все они – национальное достояние нашей Родины!