В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
По итогам проведенных проверок прокурорами только за 9 месяцев 2018 года выявлено 2444 нарушения закона, принесено 854 протеста, в суд направлено 83 иска на общую сумму 26883 тыс. руб., внесено 688 представлений, к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора привлечено 698 лиц, 8 лиц освобождено от должности в связи с утратой доверия, к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 123 лица, в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлено 25 материалов, по результатам рассмотрения которых возбуждено 22 уголовных дел.
Особое внимание прокуроров уделяется проверкам соблюдения законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Например, профильным отделом прокуратуры области установлено, что некоторыми федеральными государственными гражданскими служащими Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее – Управление), замещающими должности руководителей структурных подразделений и территориальных отделов, а также принимающих участие в закупках товаров, работ, услуг для нужд Управления, представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своих семей за 2017 год. Помимо этого, установлен факт непринятия служащим мер к предотвращению конфликта интересов, а также факт получения служащим вознаграждение в связи с исполнением должностных обязанностей.
В связи с выявленными нарушениями антикоррупционного законодательства 20.09.2018 прокурором области руководителю Управления внесено представление, по результатам рассмотрения которого 18 служащих привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.
Подпорожской городской прокуратурой установлен факт участия начальника отделения дознания ОМВД России по Подпорожскому району Ленинградской области в управлении коммерческими организациями при одновременном прохождении службы в органах внутренних дел.
В связи с выявленными нарушениями 11.06.2018г. Подпорожским городским прокурором начальнику ОМВД России по Подпорожскому району внесено представление. По результатам рассмотрения представления указанный сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора и понижен в занимаемой должности.
Эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Так, по постановлениям прокурора области 4 юридических лица 29.06.2018 привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в виде административных штрафов на общую сумму 2 млн. руб.
Прокуратурой области установлено, что учредитель 4 юридических лиц и представитель указанных лиц по доверенности, действуя от имени и в интересах организаций незаконно передали начальнику Тосненского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ленинградской области денежные средства в размере 100 тыс. руб. за совершение последним заведомо незаконных действий, связанных с занимаемым им служебным положением, в частности за покровительство и лояльное отношение при осуществлении исполнительных действий в отношении юридических лиц и информирование о любых сведениях, ставших ему известными в силу занимаемой должности, которые могут причинить вред указанным организациям, в том числе вред деловой репутации, и осуществляемой им предпринимательской деятельности. В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях представитель юридических лиц вину в совершении правонарушений признали в полном объеме и раскаялись в их совершении. Назначенные административные штрафы оплачены юридическими лицами добровольно и в полном объеме.
Особое внимание прокуроров уделяется проверкам исполнения законодательства о противодействии коррупции, проводимых в сферах земельных и бюджетных правоотношений, а также в сфере государственного и муниципального заказа.
Например, по материалам проверки профильного отдела возбуждено 2 уголовных дела по фактам хищения группой лиц, активным участником которой являлся бывший директор ФГУП «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ» Михеев О.Ю., находящихся в федеральной собственности земельных участков и жилых домов в Ломоносовском районе.
Проверкой установлено, что директор ФГУП «Госземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ» Михеев О.Ю. в 2009-2010 гг. с целью хищения федерального имущества, находящегося в хозяйственном ведении указанного предприятия двух земельных участков и двух жилых домов, совместно с иными лицами посредством обращения последних в Ломоносовский районный суд для предания законности отчуждения федерального имущества, выступая в качестве представителя ответчика, достоверно зная в силу занимаемой должности об отсутствии правовых оснований для приватизации жилых домов и незаконности их предоставления по договорам социального найма, признал в полном объеме исковые требования соучастников, что явилось для суда основанием к удовлетворению заявленных ими требований, и создав тем самым правовые основания для перехода права собственности на основании решения суда.
Аналогичным образом были похищены земельные участки под жилыми домами. В результате вышеуказанных действий впоследствии право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано на бывшего директора предприятия Михеева О.Ю. и его супругу. По результатам проверки прокурором области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалы направлены в следственные органы, по результатам рассмотрения которых 26.04.2018 в отношении членов преступной группы возбуждены уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ.
По материалам проверки Кингисеппской городской прокуратуры 29.09.2018 в отношении исполнительного директора ООО «Союз» Куропатковой С.Ф. СО ОМВД России по Кингисеппскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Установлено, что Куропаткова С.Ф., имея умысел на хищение бюджетных средств, из корыстных побуждений, будучи должностным лицом в коммерческой организации, совершила хищение бюджетных денежных средств путем обмана должностных лиц, а именно, заведомо зная, что при выполнении ремонтных работ по муниципальным контрактам, заключенным с ГБУ ЛО «Ивангородский центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями» приобрела товары и выполнила работы, которые не соответствуют заявленным в смете, однако в актах о приемке выполненных работ и в справках о стоимости выполненных работ и затрат указала товары и работы, заявленные в сметах, являющихся неотъемлемой частью муниципальных контрактов, представ их на подпись должностным лицам ГБУ ЛО «Ивангородский центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями», чем причинила ущерб бюджету Ленинградской области в размере 250 тыс. руб.
На особом контроле прокуроров — надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории.
Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
Так, за 9 месяцев 2018 года на территории области зарегистрировано 190 (188, + 1%) преступлений коррупционной направленности, возбуждено 193 уголовных дела против 192 (+0,5%) за аналогичный период 2017 г.
Около 15% преступлений в общем массиве занимают факты присвоения и растраты, число которых снизилось с 55 до 29, более четверти всех преступлений составляют факты мошенничеств, которые в основном связаны с хищениями бюджетных средств при исполнении государственных и муниципальных контрактов, их доля в отчетном периоде 2018 года возросла с 25 до 43 преступлений.
Наиболее крупной взяткой, выявленной в истекшем периоде 2018 года, стала взятка главе администрации МО «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» Соловьевой Е.А. и депутату Совета депутатов указанного муниципального образования Ухову А.И. от генерального директора коммерческой организации в виде объектов недвижимости и денежных средств на сумму свыше 30 млн. руб. за предоставление земельного участка по строительство многоквартирного жилого дома и дальнейшее покровительство со стороны указанных должностных лиц.
Для Ленинградской области характерен высокий уровень коррупции при выделении земельных участков, выдаче разрешений для строительства, подключении к объектам коммунальной инфраструктуры, выполнении контрактов для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере регулирования таможенных отношений.
Так, в производстве СУ СК России по Ленинградской области находится уголовное дело, возбужденное 22.05.2018 по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, по факту получения депутатом совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Гудимой Д.С. взятки в размере 200 тыс. руб. за оказание содействия в победе юридического лица в проводимых администрацией муниципального образования конкурсных процедурах на заключение контракта общей стоимостью 3,8 млн. руб.
Широкий общественный резонанс получило возбуждение 28.03.2018 СУ СК России по Ленинградской области уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, по факту получения бывшим начальником Кингисеппской таможни СЗТУ ФТС России Слепухиным С.Н. взятки от одного из предпринимателей за непроведение мероприятий таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» по пресечению фактов уклонения представляемыми им организациями от уплаты таможенных платежей, а также совершения последним контрабанды товаров.
Отдельное внимание уделяется проблемам возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Эта работа осуществляется нами в тесном взаимодействии с коллегами из правоохранительных органов Ленинградской области.
Результатом такой деятельности стало достижение многих качественных показателей работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности. Все чаще стали привлекаться к уголовной ответственности высокопоставленные чиновники, дела о таких преступлениях обретают большой общественный резонанс.
К примеру, в рамках уголовного дела по обвинению бывших директора филиала «ФКП Росреестра» по Ленинградской области Михеева О.Ю. и его заместителя Храмова С.Л. в получении взятки в особо крупном размере по ходатайству следствия судом в первом полугодии 2018 года разрешено наложение ареста на имущество последних, а также членов их семей на общую сумму 367 млн. 120 тыс. руб.
По уголовному делу в отношении главного и ведущего бухгалтеров бухгалтерии ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области Анисимовой Г.Е. и Новоселовой Л.А., обвиняемых в присвоении денежных средств, выделенных для нужд ОМВД района, в особо крупном размере, в первом полугодии 2018 года наложен арест на имущество супруга обвиняемой — Анисимова В.С. в виде автомобиля и 6 объектов недвижимости, общей стоимостью не менее 13 млн. 590 тыс. 713 руб.
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Феоктистов Алексей Михайлович
старший советник юстиции