Рекомендательный список литературы «Экономика в романе»

i (40)

Часто, читая какое-либо художественное произведение, мы не особенно обращаем внимание на историческую и экономическую обстановку, в которой живут и действуют герои, а ведь понимая её, мы лучше поймём и героя, его поступки, интересы, чувства.  Несмотря на вечные человеческие ценности, именно эпоха воспитывает героя, именно обстоятельства пробуждают в нём чувства, толкают его на поступки. Писатель редко ставит перед собой задачу показать экономические процессы и обстоятельства, но то и дело в повести или романе встречаются то намёки, а то и подробные описания, по которым угадывается экономическая обстановка эпохи. Иногда бывает и так, что действия героя в сфере экономики являются его характеристикой, серьёзно влияют на сюжет.  Каждая эпоха воспитывает своего героя, и герой поступает и мыслит по законам своей эпохи.

  1. Карл Маркс  писал, что из произведений Бальзака он узнал о финансовой системе Франции больше, чем из многих экономических трудов. Конечно, это преувеличение, но  в романах и повестях Бальзака финансовые вопросы занимают немалое место.

Бальзак О. Гобсек.- М.: дет. Лит., 1977.  

В этой повести значительное место занимают вопросы ростовщичества – бизнеса, в XIX веке распространённом очень широко, затрагивавшем множество людей и влиявшем на крупнейшие состояния. Фигура ростовщика Гобсека, державшего в своих руках деньги многих людей, обрисована автором очень выразительно, а описание его финансовых операций даёт представление об этом деле настолько подробное, что даже удивительно для художественного произведения.

Бальзак О. Евгения Гранде. М.: дет. Лит, 1977.

Другая повесть – «Евгения Гранде» рассказывает, как откупщик Феликс Гранде, воспользовавшись политической ситуацией во время революции сумел  скупить за бесценок лучшие в округе фермы и виноградники, постоянно выгодно торгуя, экономя, иногда и мошенничая, смог достичь высокого положения в городе. У него страсть к накопительству стала болезненной, и свою дочь он приучил к стяжательству, накоплению богатства, но это и ей не принесло большого счастья.

         Автор часто указывает, что богатство – не путь к счастью, а чаще  — причина человеческих страданий и нравственных конфликтов.

Бальзак О. Отец Горио, Гобсек… (Любое изд.)

Так происходит с Фредериком де Нусингеном, бароном, гениальным финансистом, который «не в состоянии придумать безнадёжное дело», его акции всегда приносят доход, но богатство не делает его счастливым и становится причиной смерти его любимой.

  1. Если отвлечься от философской, любовной, нравственной составляющих романов Эмиля Золя из цикла «Ругон-Маккары», то и там видно, что большого количества денег ещё не достаточно, чтобы стать счастливым, что деньги зачастую достаются нечестным путём, становятся причиной страданий и личностной деградации.

Золя Э. Дамское счастье. (Любое изд.)

На примере Октава Муре, персонажа нескольких романов, в частности, «Дамское счастье», это хорошо видно. Все его способности подчинены коммерции. Он стал владельцем крупного магазина, и его фантазия чрезвычайно изобретательна в совершенствовании приёмов торговли и способов наживы. Даже женщин он использует сексуально, чтобы затем использовать коммерчески.

Золя Э. Деньги…  (Любое изд.)

Ещё выразительней выглядит нравственное падение финансового гения в лице Аристида Саккара, героя шести романов цикла. Его биржевые спекуляции подробно описаны, интересно бывает проследить изобретательные расчёты дельца, его остроумие в махинациях. Но, тем не менее, риск не всегда приводит к удаче. В романе «Деньги» показано, как происходит крах банка. В романе отражены реальные события.

Диккенс Ч. Тяжёлые времена. (Любое изд.)

Как   стремление к наживе вытравливает из человека всё человеческое показано в повести Ч. Диккенса «Тяжёлые времена».  В Кокстауне, закопчённом городе машин и дымящих труб, где течёт река, «лиловая от вонючей краски» Джосайя Баундерби –  лицо значительное. Он всем хвастает своим успехом, пылом и предприимчивостью дельца, который сам вывел себя в люди,  он  «и банкир, и купец,  и фабрикант, и невесть кто ещё». Но такая успешная деловая жизнь искажает  человеческую личность, механизм достижения успеха делает человека лживым, циничным, деспотичным.

Драйзер Т.  Трилогия желания. Финансист. Титан. Стоик. (Любое изд.)

Насколько  бесчеловечным делает человека страсть к наживе, изображено в цикле романов   Т. Драйзера  «Финансист», «Титан» и «Стоик».  Герой романов, Фрэнк Каупервуд, наделён талантом биржевых спекуляций,  и автор прослеживает приёмы,  посредством  которых Фрэнк стремительно богатеет. Чутьё дельца подсказывает ему, как скупить весь транспорт  города, стать магнатом, используя крах конкурента. Блестяще понимая политическую и экономическую жизнь Америки разных лет, автор убедительно и фактографически  точно описывает процесс концентрации капитала в руках  хищника-монополиста.

Келлерман Б.  Туннель. — Л.:Лениздат, 1960  

Начало романа «Туннель» фантастично: инженер Мак Аллан строит  туннель из Америки в Европу. Но это – литературный приём, показывающий, как технический прогресс реализуется практически. На этот проект положены огромные затраты, но главное – не материальные (они быстро окупятся), а человеческие. Продажа акций, спекуляция ими на  биржах Европы и Америки, цинизм, воровство, коррупция – всё это растлевает людей. А многочисленные  «развлечения» для рабочих  (тоже выгодный бизнес) питают преступный мир,   обостряя социальный конфликт.

Келлерман Б. Город Анатоль. — Л.:Лениздат, 1960. 

В городе Анатоле, маленьком и сонном, обнаружена нефть. Город лихорадочно развивается, обыватели охвачены жаждой наживы, скважины бурят  едва ли не в каждом огороде…  В городе появляются новые, неслыханные ранее учреждения и заведения,  новые люди с новым образом жизни. Но бурный подъём кончается резким спадом, и разорение дельцов приводит к упадку и запустению города, трагедиям одних и обогащению других.

  1. У американского писатель Артура Хейли многие произведения можно  отнести к жанру производственного романа.

Хейли А.  Аэропорт.  — Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1983.

Действие романа происходит за один рабочий день. Но в этот день происходят самые разнообразные события. Экономика транспорта, особенно пассажирского включает в себя разные вещи: тут и компенсация пассажиру за помятый чемодан, и задержка рейса, несущая компании убытки, и угроза теракта – тоже убыток…  Всё это решается в рабочем порядке, бухгалтерия работает так же напряжённо, как диспетчерская служба…

Хейли  А  Колёса. — М.:Моск.рабочий,1985. 

Роман о деятельности крупного автомобильного завода, В производственный цикл которого постепенно включается и домашняя жизнь людей.  Погоне за прибылью подчиняется  даже личная жизнь: экономический прогресс безжалостен.

Хейли А. Отель.  — М.: Всё для вас,1993.

Роман тоже о бизнесе. Такой же, как и любой другой. Он может быть прибыльным и убыточным, но всегда выматывающим, всегда на пределе сил.

Хейли А.Менялы. — М.: Всё для вас, 1993.

Это роман о банковской деятельности, работе банка, о том,  как составляется банковский капитал, на что может пойти человек ради сохранения капитала, удержания прибыли. Законными способами – в банке, незаконными – среди мафии фальшивомонетчиков  и равно жестокими теми и другими.

  1. Русские писатели  в своих произведениях тоже немало внимания уделили экономике.

 Мамин-Сибиряк Д.Н. Хлеб.  (Любое изд.)

Роман о старинной раскольничьей купеческой семье, скопившей крупный капитал варварскими способами.

Мамин-Сибиряк  Д.Н. Приваловские миллионы. — М.: Худож. Лит., 1980.  Мир Старого Урала, заводчиков, владельцев приисков, шахт. Это уже не старое купечество, а цивилизованные коммерсанты, получившие образование в Петербурге и в Европе. Интересна фраза, характеризующая образ жизни ловких оборотистых людей: «И далёкая провинция начинает проникаться сознанием, что умные люди могут получать триста рублей, а проживать  три тысячи».  А ещё это книга о том, что накопленные поколениями предков миллионы часто приводят к вырождению и к трагическому концу.

Горький А.М. Дело Артамоновых.  — М.: Правда, 1980. 

Илья Артамонов с сыновьями приходит в город  Дрёмов, открывает льняную мануфактуру. На пустом месте начинается строительство, но постепенно весь город становится подчинён мануфактуре. В нужное время в нужном месте сумел Илья использовать обстоятельства. Он становится богатым, а его сын – богатейшим человеком. Это уже фабрикант, бизнесмен новой формации, зрелого капитализма.

  1. В советское время  в художественной литературе вопросам экономики уделялось немалое внимание. Сложился даже жанр производственного романа.  В нём главной темой становится труд, и основной конфликт романа выстраивается вокруг событий, связанных с трудом.

Катаев В.П. Время, вперёд! — Л.: Лениздат, 1980.  

Действие романа происходит в течение одного дня,  но за это время показано многое: снабжение по талонам в рабочей столовой, потому что в магазине трудно что-нибудь купить, проблемы жизни в неблагоустроенном общежитии, тяжёлый немеханизированный труд. Но при этом – необычайный энтузиазм молодых рабочих, без которого невозможно было решение экономических проблем. Иностранный специалист Фома Егорович приехал в Советскую Россию заработать, он честно трудится, много получает, но все его сбережения гибнут, потому что на Западе  — великая депрессия. Инженер Давид Маргулис  работает энергично: его звонок в Москву за консультацией по трудному вопросу – небывалая оперативность по тем временам.  Комсомольцы-строители на ходу изобретают усовершенствования и тут же используют их. И становится понятно, что без трудового энтузиазма рост советской экономики был невозможен.

Малышкин А. Люди из захолустья. — (Любое изд.)

В этом романе также показана ударная стройка, но показана более драматично. Меняющийся экономический уклад меняет и людей, а это часто бывает болезненно. Но зато возможно и освобождение, развитие человека. На примере еле грамотного парня Тишки видно, как приобщение к современной технике, прогрессу, меняет человека, воспитывает в нём чувство собственного достоинства.

Гладков Ф.В. Цемент. — М.: Профиздат, 1983

Действие романа происходит в период с марта по ноябрь 1921 года на цементном заводе, который был разрушен во время Гражданской войны. Это создаёт впечатление безысходности,  отчаяния. Разрушенный завод, голодные люди…  А ведь завод восстановлен, значит, кроме экономики надо и ещё что-то. Что возникает только в самые решительные времена в жизни страны и людей.

Осветить экономическую ситуацию хоть страны, хоть одного человека – такую задачу писатель ставит редко, но именно такие мысли, будучи фоном, на котором развёртывается действие, так много нам дают для понимания авторского замысла.

Опубликовано в рубрике