Ведомственный контроль в сфере закупок

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль в сфере закупок осуществляется, как правило, органами, в чьем ведомственном подчинении находится заказчик. К органам ведомственного контроля в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) относятся:

государственные органы;

государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

муниципальные органы.

В ходе ведомственного контроля осуществляется проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ и иных актов федерального и регионального уровня, регулирующих контрактную систему. В документах, регламентирующих порядок контроля, предмет контроля может быть детализирован.

В целом органы ведомственного контроля федерального или регионального уровней не ограничены в предмете проверки, если заказчик находится в его ведомственном подчинении, государственный (муниципальный) орган может контролировать всю закупочную деятельность. При этом чаще проверке подлежат те вопросы (нарушения), которые не обжалуются участниками в органы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (соблюдение требований о нормировании закупок, правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствие результатов закупки условиям контракта).

Единого порядка проведения ведомственного контроля для заказчиков федерального, регионального и местного уровней нет, каждый орган ведомственного контроля разрабатывает регламент и проводит проверки своих заказчиков в порядке, установленном этим регламентом.

В соответствии с пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» (далее — Правила) каждый федеральный орган ведомственного контроля разрабатывает регламент и проводит проверки своих заказчиков в порядке, установленном этим регламентом.

До начала контрольных мероприятий проверяющий орган направляет уведомление о начале проверки, в котором указывает:

вид проверки (выездная или документарная);

срок проверки (максимальный срок проверки – 15 календарных дней, который может быть продлен однократно по решению руководителя или заменяющего его лица на 15 дней);

вопросы, подлежащие проверки, перечень документов, которые необходимо представить проверяющим;

список проверяющих должностных лиц.

Результатом проведения ведомственного контроля на федеральном уровне является акт проверки. В случае выявления нарушений контролер составляет план их устранения. При этом, если проверкой будут выявлены признаки правонарушений, орган ведомственного контроля должен направить соответствующие сведения в уполномоченные органы для принятия мер по привлечению виновных лиц к ответственности (органы Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, Федерального казначейства, иные органы контроля). В случае выявления нарушений, содержащих признаки состава уголовного преступления, материалы проверки подлежат направлению в правоохранительные органы.

На региональном и муниципальном уровне порядок осуществления контроля устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

 

Помощник городского прокурора

юрист 3 класса                                                                                    А.Р. Афанасьева